Реализация здоровьесберегающих технологий в школе полного дня со спортивным направлением.

Реализация здоровьесберегающих технологий

в школе полного дня со спортивным направлением.

 Здоровьесберегающая школа – это школа,

где каждый ребенок неповторимая личность, —

где тебя любят, стремятся понять.

Школа, где здоровье ребенка – наивысшая ценность.

На современном этапе одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьника. Это касается всех аспектов существования учебно – образовательного учреждения – условий обучения, питания, режима, учебно – познавательной деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм, учета возрастных особенностей учащихся и т.д. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5 – 10 лет. Именно поэтому образовательное учреждение должно формировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства.

Наше будущее – это наши дети. Оказывается нашим детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний? Воспитание и обучение детей является важнейшим и труднейшим делом. Именно от школы во многом зависит, каким будет наше общество, наша стран, наше будущее. Школа для любого ребенка является вторым домом, который должен окружить его заботой и вниманием, теплом и любовью.

Вот уже второй год средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина является региональной экспериментальной площадкой по модели «Школы полного дня». Переход в режим школы полного дня оказался жизненно – необходимым для нашей школы. В районе школы в 2003 году был открыт  Ледовый дворец им. В. Харламова. И с 2005 года началось сотрудничество МОУ – СОШ № 17 с хоккейной школой Ледового дворца. Хоккейная школа имеет ряд других направлений, таких как фигурное катание и шорт – трек. По данным медицинских исследований за предыдущие годы было выявлено, что полностью здоровых детей становится с каждым годом все меньше и меньше. Разработанная программа развития школы одним из ведущих направлений рассматривала применение здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.

В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мы в своей деятельности руководствуемся таким определением данного понятия, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В 2006 – 2007 учебном году впервые в городе по договору с администрацией Ледового дворца и Управления образования были организованны на базе нашей школы два класса со спортивными направлениями: хоккей и фигурное катание. Открытие данных классов способствовало разработке абсолютно нового режима обучения и воспитания детей. Школа сделала первый шаг к построению модели «Школа полного дня». Одной из главных задач школы по-прежнему является создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей каждого ученика. Для решения этой задачи необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Принципами здоровьесберегающей деятельности школы считаем:

·        Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся;

·        Принцип ненанесения вреда;

·        Принцип триединого представления о здоровье (физическом, нравственном, психическом);

·        Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания;

Модель школы полного дня получила свое развитие и в следующем  2007 – 2008 учебном году. С 1 сентября наша школа сформировала ещё два спортивных класса с направлениями: хоккей и шорт – трек. Основываясь на результатах первого года работы в режиме школы полного дня, мы смогли более рационально организовать учебный и внеучебный процессы. Организация режима дня этих классов происходит в тесном сотрудничестве с администрацией Ледового дворца. Режим работы МОУ – СОШ № 17 составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха. Поэтому мы считаем, что  здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе, работающей в режиме полного дня, включают в себя:

·        Создание атмосферы сотрудничества, содружества учителей, учащихся и родителей

·        Наличие психологической службы

·        Медицинское обслуживание

·        Организация горячего 2 – х разового питания

·        Динамический час, физкультминутки, физкульпаузы

·        Прогулки на свежем воздухе (не менее 2 – х часов в день)

·        Систематические занятия физической культурой и спортом и другие.

В 2008 – 2009 году школа «шагнула» ещё дальше и с 1 сентября приняла в свои стены не только первые классы со спортивными направлениями (хоккей, фигурное катание, шорт — трек), но и в 5 – ом классе – греко – римская борьба, в 9 – ом  — группу учащихся, занимающихся шорт – треком. И сейчас в школе 7 классов с различными спортивными направлениями. Расписание занятий в этих классах также является особым: в течение всего дня рационально  распределены уроки, питание и тренировки. С переходом модели школы полного дня в среднее звено соответственно добавились ипринципы здоровьесберегающей деятельности школы, такие как:

·        Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся;

·        Принцип отсроченного результата;

·        Принцип активной обратной связи.

На ряду со спортивным направлением в школе ведется большая просветительско – воспитательная работа. Мы участвуем в районных мероприятиях, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений и т.д. Не раз учащиеся школы становились лауреатами и победителями районного конкурса проектов «Я выбираю здоровье!»

Дополнительное образование в школе представлено занятиями в Ледовом дворце, спортивными секциями (баскетбол, волейбол, мини – футбол, флорбол), а также кружковой работой по ЗОЖ: «Две недели в лагере здоровья», «Все цвета кроме черного», «ЗОЖ», «Техническое моделирование», театр – студия «Сказка». В этих кружках успешно решаются задачи охраны и укрепления здоровья школьников, формирование положительных качеств и нравственно – волевых черт личности. Наряду с этим в школе проводятся тематические классные часы, уроки здоровья по темам: «Как следует питаться», «Как закаляться», «Чтобы зубы были здоровыми», «Поведение в школе», «Я ученик», «Кто и как предохраняет нас от болезней», лекции, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций и т.д. – все это способствует формированию у детей желания заботиться о своем здоровье.

Регулярно в школе организуются физкультурно –оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия в рамках Дней здоровья, с привлечением учителей, детей и родителей.

В школе учащиеся получают художественно – эстетическое воспитание. Многие учащиеся с удовольствием посещают театр – студию «Сказка», в последствии участвуя в спектаклях и различных праздничных мероприятиях. Работающий на базе школы кружок «Технического моделирования» способствует развитию мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления.

Работая в данном направлении, мы ожидаем получение следующих результатов:

  • Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками здорового образа жизни
  • Улучшение санитарно – гигиенических условий в школе
  • Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни
  • Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую
  • Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка
  • Создание единого здоровьесберегающего пространства

Таким образом, дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Занятия в Ледовом дворце, в кружках по интересам, а также в театре – студии «Сказка» служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

 

Г.И. Сальникова,

директор МОУ – СОШ № 17г. Клин

Г.Б. Перфилова,

зам. директора по УВР МОУ – СОШ № 17г. Клин

 

Темы для WP. Примеры на php и сниппеты.