Методическая служба школы
Нормативное обеспечение организации методической работы
Аттестация педагогических кадров
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Содержание методической работы
Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Методическая работа в школе направлена на оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей школы
Методическая работа МОУ – СОШ «Гармония» в новых условиях представляет собой систему, состоящую их 3-х взаимосвязанных пространств
- организационно-управленческое;
- учебно-методическое;
- научно-методическое.
- По содержанию организационно-управленческое пространство — это уровень стратегического управления, работу которого координирует Методический совет школы. Основным принципом организации деятельности организационно-управленческого пространства являются соуправление( каждый педагог задействован в управлении через составление планирования, организации УВП)
- Учебно-методическое пространство представляет собой информационно-аналитический уровень управления деятельностью методической работы, включающий в себя мониторинг качества знаний и результативность ученических достижений
- Научно-методическое пространство – это уровень тактического управления, который включает в себя работу ШМО, аттестационных комиссий, профессиональный рост педагогов школы.
Организация системы методической работы
ЗАДАЧИ методической работы:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки
- Повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей
- Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах
- Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами воспитания
- Организация работы по изучению нормативных документов
- Оказание научно-методической и консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования
- Повышение общей педагогической культуры учителя
Структура системы методической работы
Стабильность данной системы дает возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и результативной. Четкое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной.
Направления выработки и принятия решения:
— на педсовете определяются стратегия развития школы;
— методический кабинет через методсовет разрабатывает тактику и конкретные направления работы, которые доводятся до ШМО;
— на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;
— итоги работы ШМО подводятся на методической конференции.
Обозначение обратной связи:
— ШМО самостоятельно принимают решения, выходят с предложением на методсовет;
— метод совет анализирует данное предложение и ставит перед администрацией поднятую проблему;
-администрация вынести проблему на педсовет.
Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами
Педсовет
Находится на вершине системы методической работы школы, проводится 1 раз в триместр и определяет стратегию работы педагогического коллектива, направленную на повышение уровня учебно-воспитательного процесса
Методический служба школы
Является центром работы в школе, основными задачами методического кабинета являются:
- Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров
- Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу
- Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
- Обобщение педагогического опыта учителей
- Диагностирование запросов и корректировка методических затруднений, оказание методической помощи в случае профессиональных затруднений
Основные направления деятельности методического кабинета: просветительская деятельность и консультации
Методический совет школы
Руководит деятельностью методических объединений. Цель его деятельности – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители ШМО и заместитель директора по УВР. Направления работы методического совета:
- Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей
- Координация работы ШМО
- Диагностика результатов деятельности учителей
ШМО
Главной структурой, организующей работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала.
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год
Методическая конференция
Проводится 1 раз в конце учебного года, является завершающим звеном методической работы в школе. На ней подводятся итоги работы ШМО и учителей-предметников. Главной задачей методической конференции является активизация творческого потенциала коллектива в целом и отдельных учителей.
Методическая служба школы
Важнейшую роль в организации работы Программы развития играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы ее организации.
Основное назначение методической службы нашей школы связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:
- Обеспечении реализации Программы развития школы:
- Удовлетворении образовательных потребностей педагогических работников
- Выявлении, оформлении и сопровождении педагогического опыта
Приоритетные направления работы методической службы
- Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального потенциала педагогов
- Формирование нового содержания образования
- Информатизация образовательного процесса
- Результативность исследовательской деятельности педагогов и учащихся
- Направление инновационной деятельности на реализацию Программы развития школы
Перед методической службой поставлена цель: непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов в условиях модернизации школьного образования, развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии с целями и задачами работы школы и Программы развития.
Для реализации цели сформулированы следующие задачи:
- Повышение педагогического мастерства учителя путем внедрения современных информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения и воспитания школьников.
- Активизация научно-исследовательской деятельности учителя
- Совершенствование системы учета передового педагогического опыта
- Создание критериальной основы качества образования
- Развитие инновационной сферы в образовательном процессе
Основные функции методической службы:
- Концептуально-стратегическая
- Научно-методическая
- Мотивационно-стимулирующая
- Аналитико-диагностирующая
- Организационно-управленческая
Методическая служба рассматривается как сервисная, поэтому основная ее деятельность направлена:
- В информационно-аналитической деятельности на анализ деятельности школьного педагогического коллектива и методической службы; анализ результатов учебно-воспитательной работы школы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта
- В диагностическо-прогностической области на координацию деятельности педагогов, изучение уровня профессиональной подготовки учителей, их профессиональных потребностей, диагностика информационных запросов
- В области содержания образования на ознакомление педагогов с новыми программами и требованиями, педагогическими технологиями обучения и воспитания, подготовка кадров к освоению учебного плана профильного обучения
- В инновационной и экспериментальной деятельности на организацию методической работы с кадрами по повышению квалификации, изучение инновационных подходов в вопросах обучения, поддержку опытно-экспериментальных работ
- В области повышения квалификации на создание системы мониторинга курсовой подготовки педагогов, создание программ по самообразованию, создание условий и оказание поддержки педагогов для участия в профессионалах конкурсах, педчтениях, научно-практичеких конференциях, через реализацию программы «Одаренные дети»
Деятельность научно-методической службы направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам учителей.
В нашей школе работают следующие МО учителей-предметников:
- МО учителей начальных классов
- МО учителей русского языка и литературы
- МО учителей математики и информатики
- МО учителей естественно-научного цикла
- МО учителей иностранных языков
- МО учителей истории и обществознания
- МО учителей художественоо-эстетического цикла
- МО учителей физической культуры и ОБЖ
- МО классных руководителей